Время работы:
с 7:30 до 18:00
Телефоны:
8 0232 996862
8 0232 937237
Адрес:
пер. Светлогорский, 1а
г.Гомель, 246030
Для тех, кто любит путешествовать и не боится трудностей, но пока не имеет большого опыта в организации совместных с детьми туристских походов, наши советы.
Первый совет. Оцените свой опыт самостоятельной организации походов и физические возможности самого младшего ребенка.
Стать туристами могут даже груднички, путешествуя на руках у родителей или в сумках-кенгуру. Годовалый малыш может размещаться в специальном рюкзаке или приспособленном детском кресле, которое фиксируется у взрослого на спине.
Самостоятельно дети могут путешествовать с 3—4 лет. Начинать нужно с прогулок в парк. Следующим этапом могут быть однодневные походы в лес. После того как дети приобретут элементарные туристские знания и умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.
Второй совет. Правильно определите состав группы.
В поход можно пойти семьей. Хороший вариант — объединение в группу 2—3 семей, в составе которых 1—2 ребенка-ровесника. В этом случае легче организовать детское общение и отдых на привалах.
Самый удачный состав группы — 9—12 человек. Такая группа, во-первых, наиболее мобильна, а во-вторых, появляется возможность интересно и разнообразно организовать совместную деятельность участников на маршруте и привале.
Третий совет. Тщательно подготовьтесь к походу,
Подготовка — процесс трудоемкий и длительный. Первое, что нужно сделать, это определить цель, npoдoлжительность и маршрут похода, учитывая мнение большинства, а также интересы и возможности детей.
В зависимости от способа передвижения туристские походы с детьми могут быть пешими, велосипедными, водными и комбинированными (автомобильно-пешеходными). Для новичков подойдут пешие, велосипедные и комбинированные походы, а семей со стажем — велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка.
После того как определены цель, вид и продолжительность похода, взрослые участники собираются для обсуждения маршрута.
Весной путь рекомендуется прокладывать по открытым местам, чтобы в полной мере использовать целебные силы света, тепла и воздуха. Летом лучше двигаться лесной тропинкой, а в жаркую погоду — вдоль рек и озер. Максимальная протяженность походов должна приходиться на июнь—август, когда стоят самые теплые и длинные световые дни.
Учитывая возрастные особенности и интересы детей, необходимо продумать остановки в наиболее живописных и привлекательных для самых маленьких участников путешествия. Многодневные маршруты должны проходить недалеко от источников питьевой воды и магазинов, чтобы можно было пополнить запас продовольствия.
Для однодневной туристской прогулки не нужно большого количества специального инвентаря, обязательно лишь приобрести рюкзаки для каждого участника. Ребенку 2—4 лет будет удобно путешествовать с небольшим заплечным мешочком на широких мягких лямках, с липучками-застежками. Его можно украсить аппликацией, мелкими игрушками-брелоками. Вес всей поклажи — не более 300—400 г.
Вес рюкзака со всем содержимым для 5—6-летнего туриста не должен превышать 1—1,5 кг.
Работоспособность и здоровье туриста зависят и от правильной укладки рюкзака. Надо уложить вещи так, чтобы, с одной стороны, легко было в любой момент найти нужную, с другой — чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны — игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах.
Для организации отдыха родителей и детей во время привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, что обеспечит отдых позвоночнику и ногам во время привалов и на ночевках, а ширина не более 60—70 см. Наиболее распространены пенопо- лиреутановые туристские коврики («пенка»), спасающие от холода и сырости. Они легкие и крепятся ремешками к рюкзаку. Для совсем юных туристов (2— 4 года) для ночевки удобен надувной матрац.
Следующий этап подготовки к походу — подбор обуви и одежды для детей и взрослых. Основной принцип — одежда по погоде, а не по сезону. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент выхода на тропу, но и возможность ее изменения, особенно в случае многодневного похода.
Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечься от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку.
Следует предусмотреть для каждого члена группы плащи- накидки от дождя. Важно продумать головной убор. У каждого туриста должны быть запасные носки, даже в том случае, если группа собирается в однодневный поход или трех-четырехча- совую прогулку.
Перечень туристского снаряжения заметно пополняется, если планируется многодневный поход. В первую очередь необходима палатка. Для одной семьи из 3—4 человек достаточно использовать трехместную палатку. Наиболее удобны палатки шатрового типа с готовым каркасом, непромокаемым дном и тентом. Она нарядна, хорошо выдерживает ветер, дождь, герметична, легко собирается.
В любом походе с ночевкой необходимо иметь спальные мешки. Спальный мешок должен быть легкий, теплый, с двойным синтепоном, синтетическим внешним покрытием, изнанкой из хлопка. Два спальника с разъемными застежками-молниями легко сшиваются в один большой «конверт», в котором могут комфортабельно переночевать семья из трех человек.
В походе с одной и более ночевками пригодится:
В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется калорийное и полноценное питание. Рацион питания определяется видом похода, продолжительностью и возрастом участников.
В однодневных походах иногда можно обойтись без варки обеда, приготовив пищу дома (бутерброды, закуски, овощи, фрукты, печенье, сухарики, сок в герметичной упаковке или чай в термосе). Но приготовление печеной картошки на костре для детей может быть целым праздником, поэтому не стоит лишать их этого удовольствия.
Четвертый совет. Правильно определите физическую нагрузку для детей во время движения по маршруту.
Возраст, состояние здоровья, уровень физической подготовленности, индивидуальных возможностей детей, сложности ландшафта и многих других факторов — все это необходимо учитывать при выборе физической нагрузки. Взрослые должны постоянно контролировать самочувствие юных туристов.
Родители без труда определят соответствие характера физической нагрузки возможностям своего ребенка. Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «когда мы придем?», «долго еще идти?», капризы детей. В такой ситуации важно переключить внимание ребенка, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п. В случае, если у ребенка отмечается побледнение кожных покровов, нарушена координация движений, необходимо сразу прекратить движение, провести дыхательные упражнения и дать отдохнуть.
Для детей необходимо предусмотреть разнообразные задания и сюрпризные моменты: заранее разучить походную песню, «вооружиться» короткими стишками, загадками.
Пятый совет. Продумайте где лучше устроить большой привал и как интересно провести время.
Большой привал планируется, как правило, на вторую половину пути. Важно выбрать удобное место для бивака: наличие питьевой воды, дров, безопасность. Устройством лагеря занимаются с таким расчетом, чтобы успеть сделать всю основную работу до наступления темноты. В этом процессе принимают посильное участие все участники похода. В зависимости от желаний и интересов детей их привлекают к сбору хвороста, установке палаток, приготовлению посуды для обеда и т.п.
Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остается в памяти, если он превращается в веселый совместный праздник с разнообразными играми.
В походе нужно предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность и общение друг с другом. Для этого необходимо взять фломастеры и краски с мольбертом, пластилин. Вечером у костра можно проводить конкурсы песни и поэзии.
В походе нужно следовать привычному режиму дня. Дневной сон, организованный в тени (в палатке, под тентом), поможет сохранить силы ребенка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное.
Шестой совет. Проводите туристические праздники на природе.
Такие мероприятия лучше планировать в конце сезона как своеобразный итог в овладении туристскими навыками, выявить которые помогут соревнования между семьями на преодоление полосы препятствий, качество приготовленного обеда, лучшее оформление семейного палаточного лагеря, лучший букет, песню и т.п. Заранее обсудите содержание игр, соревнований-конкурсов, призы-подарки, украшение поляны, праздничное меню. Дети могут подготовить концерт у костра. Подобные мероприятия дают простор для творчества, фантазии, выдумки.
Медики говорят, что именно в дошкольном возрасте закладывается здоровье ребенка. Если ребенок детсадовского возраста будет закаляться, получать правильное питание и активно двигаться, то к школе он подойдет здоровым, выносливым, с крепким иммунитетом. Поэтому двигательная активность дошкольника и младшего школьника – это необходимость, и позаботиться об этом должны не только детсад и школа, но и родители.
Многие родители считают, что малышу спорт не нужен. Подрастет – и будет заниматься. Действительно, ребенку необязательно заниматься спортом, но двигаться он должен много. К сожалению, современные дети слишком нагружены интеллектуальными занятиями, и на движение остается совсем мало времени. Различные секции и оздоровительно-физкультурные группы – это прекрасная возможность обеспечить ребенку достаточную двигательную активность.
Занятия спортом в раннем возрасте не только положительно влияют на здоровье ребенка в будущем, но и дисциплинируют его, закаляют характер, учат быть ответственным, смелым и сильным не только телом, но и духом.
Итак, физические занятия дошкольникам и младшим школьникам просто необходимы. Понимая это, вы хотите отдать ребенка в спортивную секцию. Но не знаете, какой вид спорта выбрать для ребенка? В какую секцию его отдать? Для начала давайте разберемся с тем, какую пользу дают разные виды спорта.
Выбираем вид спорта для ребенка: бассейн. Плавание не только развивает все группы мышц и учит выносливости. Пребывание в воде действует успокаивающе на психику. Поэтому гиперактивных детей рекомендуется приводить в бассейн.
Кроме того, бассейн рекомендован детям, страдающих частыми простудными заболеваниями – занятия в воде закаляют организм. Для девочек можно отдать предпочтение синхронному плаванию.
Выбираем вид спорта для ребенка: командные игры. Игры рекомендуются как очень общительным детям (в команде они будут чувствовать себя как рыба в воде), так и застенчивым, не умеющим общаться детишкам (игра в команде привьет ребенку коммуникативные навыки, научит дружить, отвечать не только за себя, но и за команду).Вообще, командные игры очень полезны для психологического развития детей. И, конечно, для физического. Выбирать конкретный командный спорт для вашего ребенка нужно в зависимости от его личных пожеланий, а также от способностей и физических данных.
Недостаток спортивных игр – высокий уровень травматизма, без которого, впрочем, не обходится ни один вид спорта. Многое здесь зависит от опытности тренера.
Детям с плоскостопием заниматься бегом нельзя. Но даже здоровые стопы у бегунов могут деформироваться. Однако мы говорим не о профессиональном спорте (пока), а о занятиях ради здоровья, поэтому если ваш ребенок здоров, опасаться, что занятия принесут ему вред, не стоит.
Выбираем вид спорта для ребенка: гимнастика. Спортивная гимнастика способствует гармоничному развитию тела и формированию красивой фигуры – как у девочек, так и у мальчиков. Дети, увлеченные спортивной гимнастикой, становятся очень сильными физически. Поэтому можно привести в гимнастическую секцию детей слабеньких или склонных к образованию лишнего веса. Занятия гимнастикой помогут преодолеть эту склонность и набраться сил.
Художественная гимнастика делает фигуры девочек изящными и грациозными. У девочек улучшается осанка, укрепляются мышцы, развивается координация. Но стоит учесть, что успехов в художественной гимнастике добиваются девочки с особым строением тела – высокие, худощавые, с длинными конечностями и врожденной гибкостью.
Однако это вовсе не значит, что маленькая пышечка не получит от занятий гимнастикой никакого результата! Занятия будут полезны любой девочке. Если вы сразу настроитесь на то, что вам важны не достижения, а здоровье и гармоничное развитие, то и огорчений в будущем не будет. Важно дать такой настрой и девочке. Никто не знает, что преподнесет нам судьба – быть может, девочка, вопреки своим «неподходящим» данным, станет олимпийской чемпионкой в этом виде спорта!
Выбираем вид спорта для ребенка: лыжи. Занятия на лыжах способствуют развитию выносливости, силы, координации. Лыжный спорт тренирует сердце и закаляет организм. Рекомендуется заниматься на лыжах часто простужающимся детям. Занятия на свежем воздухе полезны всем детям без исключения!
Итак, мы перечислили, в чем польза самых популярных видов спорта. Стоит учесть эту информацию, выбирая секцию для ребенка. Но этого недостаточно. Что еще поможет сделать правильный выбор?
1. Не ведите туда, где поближе. Веди туда, где ребенку будет нравиться. Часто родители выбирают секцию поближе к дому: если рядом с домом бассейн – ребенок будет ходить в бассейн, если каток – значит, будет фигуристом, конькобежцем или лыжником. Но это неправильный подход, хоть и очень удобный.
Нужно выбирать вид спорта вместе с ребенком. Если он еще маленький и знает не все виды спорта, познакомьте его с ними. Покажите картинки и видео из интернета, расскажите правила, объясните, чем каждый из видов спорта полезен и интересен. Ребенок обязательно выскажет свои пожелания, и уже вместе вы определитесь – куда идти. Если есть возможность, можно выбрать два разных занятия: то, которому отдал предпочтение ребенок, и то, которое проводится близко к дому. Попробовав и там, и там, ребенок окончательно определится – либо останется в одном месте, либо будет заниматься обоими видами спорта.
2. Сначала – к врачу. Прежде чем отвести ребенка в физкультурно-оздоровительный комплекс или в бассейн, посетите вместе с ним доктора – педиатра или врача ЛФК. Врач подскажет вам, подходят ли ребенку выбранные виды спорта. Если вы еще не определились с выбором, врач поможет сделать это. Он подскажет, какие именно занятия более всего нужны вашему ребенку. А какие-то, возможно, будут противопоказаны и принесут вред. Без консультации врача не торопитесь погружать ребенка в мир спорта.
3. Познакомьтесь с тренером. Очень важна и психологическая атмосфера, в которой окажется ребенок. Написав заявление на имя директора, не спешите уходить. Познакомьтесь с тренером, поговорите с ним. Подумайте – будет ли ребенку комфортно под руководством этого человека?
Поприсутствуйте, если это возможно, на паре-тройке первых занятий вашего ребенка. Оцените методику тренера – подходит ли она вашему ребенку. Не стесняйтесь задавать вопросы и не бойтесь «менять лошадей на переправе» – это ваш ребенок, и вы обязаны заботиться о его здоровье и комфорте. Если тренер вас не устраивает, поищите такую же секцию в другом месте.
Не настраивайте ребенка сразу на высокие достижения. Главное – здоровье и гармоничное развитие. Если все пойдет хорошо и ребенку будет интересен спорт – он сам захочет чего-то достичь. Ключевое слово – «сам». Если же его изначально мотивировать на большой спорт, это может вызвать чувство неуверенности в себе, страх не справиться и подвести родителей, не оправдав их ожиданий.
Кроме того, сложные тренировки в раннем возрасте могут оказаться чреватыми. Измученные тренировками, многие дети рано или поздно категорически отказываются от спорта. Зато те, кого не заставляли, а мягко мотивировали на занятия ради здоровья, увлекаются и продолжают заниматься и поддерживать форму всю жизнь.
Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Например, «мысленно скажите себе: «Я спокоен, я выдержан», «Я верю в свои силы», «Я доброжелателен» и т.п., повторите несколько раз эти формулы самовнушения. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Учитесь управлять своими поступками и чувствами. Это поможет вам сэкономить вашу жизненную энергию и здоровье. Закрепите утренний психологический настрой, с улыбкой скажите: «Доброе утро» себе, своим родным и близким, с улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников. Улыбка – залог хорошего настроения. А настроение, как известно, передается. Так давайте передавать друг другу только хорошее настроение.
Для решения проблем и преодоления трудностей сконцентрируйте все свои силы. Используйте следующие формы самовнушения: «Я могу быть приветливым, терпеливым, добрым…», «У меня хорошее настроение», «Даже это совсем не просто, я с этим справлюсь», «Это нужно сделать», «Не поддаваться слабоволию», «Все будет хорошо», «Все изменится к лучшему». Пожелайте всем Добра, Любви и Гармонии».
Пусть всегда вашими спутниками в жизни будут: Вера. Надежда, Любовь, Доброта. И главное, улыбнитесь!
Итак, вы проснулись, настроили свои мысли на положительные эмоции, улыбнулись.
Лежа на спине, разотрите ладони, погладьте руки от кистей вверх, ладонями разотрите ушные раковины, как бы умойте лицо, круговыми движениями по часовой стрелке погладьте живот. Вы почувствуете, как постепенно пробуждается ваш организм, каждая клеточка наливается бодростью и свежестью.
Теперь уберите подушку и лежа на спине хорошо потянитесь. Руки вытяните вверх за голову, а ноги поочередно вперед. Причем, пятку не отрывая от постели, тяните от себя, а пальцы ноги тяните к себе. В таком положении держите ногу пять секунд. Затем расслабьтесь на две-три секунды и выполняйте потягивание другой ногой. Отдохните и потянитесь двумя ногами вместе. Повторите каждое упражнение 3-5 раз.
Дыхание спокойное, произвольное, через нос, вдох короче, чем выдох. Потягивание пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает вялость, сонливость.
ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ
АНТИСТРЕССОВЫЙ МАССАЖ (Фриц Ауглин, швейцарский психолог, профессор)
1.Массаж пальцев рук:
а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа- слева;
б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.
2. Массаж запястья круговыми движениями.
3. Массаж рук. Упражнения «моем руки», растирание ладоней и «погреем щеки».
4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить.
7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
8. Массаж головы. Над ушами к верхней чакре, ото лба к верхней чакре.
9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.
10. Массаж ушных раковин, наушники.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАССАЖ (Фриц Ауглин, швейцарский психолог, профессор)
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической выносливости, способности управлять своим телом, движениями. Нередко некоторые дети отстают в учении именно из-за недостаточного развития физических качеств. К моменту поступления в школу важно сформировать у ребенка:
Последнее качество является важной характеристикой физического развития и тесно связано с работоспособностью – необходимым условием для достижения успеха в учебной деятельности.
Из-за недостаточности развития «ловких мышц» у ребенка во время письма возникают описки, пропуски букв. Проблема усугубляется, когда ребенок пишет шариковой ручкой, фломастером. Поэтому предпочтительнее давать дошкольнику в пользование краски (гуашь, акварель), карандаши (цветные, простые), которые хорошо развивают мелкие мышцы рук и зрительно-двигательную координацию, необходимые для овладения письмом.
Дедкова И.П., руководитель физического воспитания
ГУО «Ясли-сад № 101 г. Гомеля»
Иногда родители жалуются, что их дети очень подвижные и не знают как организовать эту двигательную активность правильно. К счастью уже давно в педагогической практике используется такое средство организации детской активности, как подвижные игры.
Подвижные игры позволяют взрослым не только направить двигательную активность малыша в нужное русло, но дать возможность ребенку развиваться, общаться со сверстниками, получать заряд бодрости и поддерживать физическое и психическое здоровье дошкольника в норме.
Какие же игры можно использовать дома, ведь как правило площадь квартиры не даёт возможности организовать игры высокой подвижности. Конечно лучше, если подвижные игры вы будете проводить с ребенком на улице. Это и пространство, и чистый воздух. Но и дома можно организовать несколько подвижных игр, которые не потребуют от вас больших усилий и огромного количества оборудования. Вот некоторые из них:
Веревочка.
Эта игра всем хорошо известна. Многие родители и сами в неё играли в детстве. Давайте вспомним. Для этой подвижной игры требуется 2 участника, а играть в нее можно даже дома. Вам потребуется 2 стула со спинками и перекладиной между ножек и веревка. Ставите стулья спинками друг к другу, протягиваете под ними веревочку и кладете ее на перекладины. По сигналу взрослого, участники начинают ходить вокруг этих стульев, а затем, по другой команде, каждый участник быстро садится на свой стул и резко выдергивает из-под него веревочку. Кто сделает это быстрей – тот победил.
Выбрось мячики
Эта подвижная игра для дошкольников развивает координацию и точность движений у детей. Можно играть в эту игру как водному, так и вместе с друзьями, устроив соревнование. Для этой игры понадобится тазик и маленькие мячики. Мячики необходимо сложить в тазик, поставить тазик на пол и предложить ребенку, сидящему рядом, захватить ногами и выбросить каждый мячик из тазика.
Летает — не летает
Дети активно передвигаются по комнате: бегом, кружась, вприпрыжку. Взрослый называет любые слова, которые хочет. Если то, что он назвал, может летать, то игроки имитируют полёт; если оно может плавать – имитируют плавание; а если оно не плавает, и не летает – то дети должны остановиться. Побеждает самый внимательный — тот, кто не ошибся ни разу.
Весёлая игрушка.
Понадобится смешная плюшевая игрушка-хрюшка (можно заменить на любую другую, собачку, мышку, уточку). Под весёлую ритмичную музыку, дети передают игрушку друг другу в руки. Неожиданно музыка смолкает. Тот, кто в этот момент оказался с игрушкой в руках – громко-громко хрюкает! (лает, крякает, мычит — зависит от того какая игрушка).
Спасение утопающего!
Под весёлую музыку надеваем на ребёнка спасательный круг. Малыш, надев его через голову, старается быстро снять круг через ноги, а затем отдать другому. Кто в момент неожиданного окончания музыки оказался внутри спасательного круга – считается утонувшим.
Конечно, это лишь малая часть игр, которые Вы можете организовать для ребенка дома. В сети Интернет вы сможете найти ещё много интересных игр для вас и вашего малыша.
Желаем удачи!